2025. — Том 4 — № 1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://spnjournal.ru/02spn125.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 332.4 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Дворецкий, Е. Ю. Психосемиотика домашнего образовательного пространства школьника с использованием авторской методики / Е. Ю. Дворецкий, В. В. Кузьмин // Социальная политика и народосбережение. — 2025. — Том 4 — № 1. — URL: https://spnjournal.ru/PDF/02SPN125.pdf (дата обращения: 21.04.2025).
Психосемиотика домашнего образовательного пространства школьника с использованием авторской методики
Дворецкий Евгений Юрьевич
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
E-mail: 5094477@mail.ru
Кузьмин Вячеслав Вячеславович
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
Доцент факультета «Политических и социальных наук»
Кандидат психологических наук
E-mail: KuzminVV@rgsu.net
Аннотация. В статье представлен комплексный теоретико-эмпирический анализ влияния семиотических элементов домашнего образовательного пространства на эмоциональное состояние, мотивацию и академическую успеваемость школьников. Автором проведено исследование, целью которого являлось сравнение результатов по методикам с рисунками и выявление различий. Для сбора текущих эмпирических данных применялись авторская методика «Рисунок», тест уровня школьной тревожности Филлипса, опросник для оценки школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) и сбора информации о школьной успеваемости, включающая средние оценки по предметам, организацию выполнения домашних заданий и способ их выполнения.
В статье достаточно детально описаны процедуры проведения диагностики, анализируются результаты, полученные на выборке из 30 школьников, и проводится сравнение между группами детей с благоприятными и неблагоприятными условиями домашнего образовательного пространства. Автором выявлено, что наличие положительных семиотических знаков на рисунках, а как следствие и наличие такого образовательного домашнего пространства, при сравнении с детьми с отрицательными психосемиотическими знаками на рисунках, демонстрируют статистически значимые различия в уровне тревожности, мотивации и академических показателей. Полученные результаты указывают на то, что применение авторской проективной методики, описанной в этой статье, может помочь экспертам определить основные символы и знаки, присутствующие в домашней образовательной среде ученика, которые могут отвлекать его от учебного процесса. Эти результаты также подчёркивают важность учёта индивидуальных особенностей и потребностей каждого учащегося при разработке образовательных стратегий и методов.
Кроме того, исследование акцентирует внимание на необходимости сотрудничества между учителями, родителями и психологами для создания оптимальных условий обучения и поддержки учащихся.
Ключевые слова: успеваемость; обучение; мотивация; организация домашнего рабочего пространства; домашние задания; учебные привычки; школа

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.